powered by simpleCommunicator - 2.0.51     © 2025 Programmizd 02
Форумы / Разработка информационных систем [игнор отключен] [закрыт для гостей] / ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
25 сообщений из 121, страница 4 из 5
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33958565
Boatman
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
mcureenabКормить семью, достать денег, это пакеты требований. Требования - учиться, работать, покупать еду, то есть именно этим и будет заниматься система, для того чтобы кормить семью. Очевидно, что мы забыли про покупку посуды и дров для приготовления пищи, таким образом наша система не сможет накормить семью (разве что сырым мясом), но это не наша проблема, а проблема заказчика, если он подписал такое ТЗ. Возможно заказчик сыроед.

Если заказчик не детализирует своё требование, то оно остаётся требованием (атомарным), а его реализация остаётся на усмотрении разработчика, если детализирует, то такое "требование" превращается в пакет атомарных требований.

Дальнейшая декомпозиция требований может происходить на стадии технического проектирования, п. 5.3 Разработка ТЗ на разработку изделий для комплектования АС. Но это уже будут требования исполнителя к подрядчикам в рамках проектного решения принятого исполнителем.
Ну хорошо, Вы объяснили, на каких этапах какие требования будут появляться и что дальше? Консенсус достигнут?
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33958681
mcureenab
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
BoatmanНу хорошо, Вы объяснили, на каких этапах какие требования будут появляться и что дальше? Консенсус достигнут?

Вроде достигнут.
В раздел назначение системы выносим названия UC, в требования содержание UC.

UC в неявном виде содержит часть требований к системы, если требования достаточно очевидны, то их не обязательно формулировать в явном виде. Правда, UC как правило содержит разные виды требований, поэтому структуру ТЗ придётся изменить, а требования классифицировать не по видам, а по принадлежности к UC. Кроме того, UC обычно специфицируется набором сценариев, которые неизбежно будут во многом совпадать. Одни и те же требования будут неявно фигурировать в нескольких сценариях. В результате мы поимеем довольно большой документ.
Согласен, что такой подход к оформлению требований имеет право на жизнь для малых проектов, но в общем случае мне он не нравится, да и заказчик может не пойти на изменение структуры ТЗ.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33958704
mcureenab
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Boatman
ПРИМЕР
....
ЧТО1: Кормить семь.
-Достать денег (см ЧТО2)
-Купить еду (см ЧТО3)

ЧТО2: Достать денег
-Учиться (см ЧТО21)
-Работать (см ЧТО22)
...



Но ведь это не UC, а просто список функций или поцессов системы. В примере не просматривается порядок взаимодействия пользователя (семья) и ситемы в разных ситуациях.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33958736
Boatman
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
mcureenab Boatman
ПРИМЕР
....
ЧТО1: Кормить семь.
-Достать денег (см ЧТО2)
-Купить еду (см ЧТО3)

ЧТО2: Достать денег
-Учиться (см ЧТО21)
-Работать (см ЧТО22)
...



Но ведь это не UC, а просто список функций или поцессов системы. В примере не просматривается порядок взаимодействия пользователя (семья) и ситемы в разных ситуациях.
Формально - это сценарий определенного уровня детализации. Целесообразно ли называть его UC в контексте разработки данной системы и достигнут ли требуемый уровень детализации - второй вопрос. Здесь можно четко выделить актеров, основной сценарий, можно моделировать дополнительные сценарии. Указать предусловия и постусловия и т.д. То есть описанное является моделью поведения в виде сценария, почему это не UC?
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33958781
Boatman
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
mcureenab BoatmanНу хорошо, Вы объяснили, на каких этапах какие требования будут появляться и что дальше? Консенсус достигнут?

Вроде достигнут.
В раздел назначение системы выносим названия UC, в требования содержание UC.

UC в неявном виде содержит часть требований к системы, если требования достаточно очевидны, то их не обязательно формулировать в явном виде. Правда, UC как правило содержит разные виды требований, поэтому структуру ТЗ придётся изменить, а требования классифицировать не по видам, а по принадлежности к UC. Кроме того, UC обычно специфицируется набором сценариев, которые неизбежно будут во многом совпадать. Одни и те же требования будут неявно фигурировать в нескольких сценариях. В результате мы поимеем довольно большой документ.
Согласен, что такой подход к оформлению требований имеет право на жизнь для малых проектов, но в общем случае мне он не нравится, да и заказчик может не пойти на изменение структуры ТЗ.
Кто мешает проделать обратную работу и растащить UC по разделам ТЗ?
Каждый пункт сценария - это или воздействие пользователя на систему или действие системы (и то и другое функции) предусловия, актеры и дополнительные требования тоже найдут свой раздел.
Исходно моделирование UC - это метод выявления требований. ИМХО - это компромисс между заказчиком, который знает ЧТО и разработчиком, который знает КАК. Помещать ли UC в ГОСТ и в каком виде - вопрос договоренности двух сторон.
Помещение в ТЗ UC диаграммы должно означать: мы заказываем это ЧТО, которое может быть достигнуто, например, ТАК или ТОЛЬКО ТАК.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33959232
mcureenab
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Boatman
Кто мешает проделать обратную работу и растащить UC по разделам ТЗ?
Каждый пункт сценария - это или воздействие пользователя на систему или действие системы (и то и другое функции) предусловия, актеры и дополнительные требования тоже найдут свой раздел.

Сценарий это последовательность действий. Если мы её раздербаним по разделам ТЗ будет проблематично восстаносить её обратно.

Судя по твоим предыдущим высказываниям (хотябы кормление семьи) твой UC представляет собой по сути свод требований (в системе должны быть функции a, b, c...), тогда как UC это скорее процедура. Тогда сценарием является трассировка выполнения этой процедуры при заданных параметрах. С пользователем обычно обсуждаются именно сценарии, какая процедура порождает эти сценарии его не волнует, это уже вопрос реализации.

Растаскивание UC по разделам ТЗ есть выявление требований и их сортировка по разделам ТЗ.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33959628
Boatman
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
mcureenab
Сценарий это последовательность действий. Если мы её раздербаним по разделам ТЗ будет проблематично восстаносить её обратно.

Судя по твоим предыдущим высказываниям (хотябы кормление семьи) твой UC представляет собой по сути свод требований (в системе должны быть функции a, b, c...), тогда как UC это скорее процедура. Тогда сценарием является трассировка выполнения этой процедуры при заданных параметрах. С пользователем обычно обсуждаются именно сценарии, какая процедура порождает эти сценарии его не волнует, это уже вопрос реализации.

Растаскивание UC по разделам ТЗ есть выявление требований и их сортировка по разделам ТЗ.
Судя по выделенным словам, считаю, что консенсус достигнут.
Добавлю, только, что восстановление сценария может не понадобиться, если система не будет явнопод держивать выполнение такой и только такой последовательности действий (в виде мастеров или построения справочной системы или в виде жестко зашитой логики). Только что пришло в голову, что можно потребовать, чтобы справочная документация содержала описание выполнение данных сценариев (UC), как часто повторяемых...
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33960244
Фотография byur
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Boatman
Если пользоваться определением модели системы из системного анализа, то ТЗ - это и есть модель системы определенного уровня детализации. Проектная документация тоже модель, но более детализированная и т.д. Процесс разработки - это построение последовательности все более детализированных моделей будущей системы.


Не уверен, что данное высказывание корректно, особенно если опираться на понятийный механизм системного анализа (и в частности на определение модели). Т.к. ТЗ это собственно не модель, это описание требований -- т.е формулировка того, что из себя должна предствалять модель системы. Более реально можно назвать моделью уже ДИЗАЙН (и архитектуру) системы -- т.е. фактически описание того как устроена система. Тут можно говорить и о детализации такой модели.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33960263
Фотография byur
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Boatman
Как записать UC в ТЗ уже выше пережевано: заголовок UC - это функция. Сценарий UC - это спецификация функции. Можно выделить раздел со спецификациями, если неудобно затаскивать спецификации в функциональные требования. Можно этот раздел вынести в приложения.
Кроме заголовка UC функциональное требование может явно включать ссылки на актеров, запись предусловия, постусловия и дополнительные требования (ограничения и допущения), которые к ней относятся. А так же что-то еще, что я забыл указать. Может случиться так, что атомарными функциональными требованиями станут не UC, а элементы сценария, когда на сами UC, будет неудобно подвешивать ограничения и критерии.

Еще раз хотельсь бы подчеркнуть, что UC не есть функция, это суть разные вещи. Я не зря приводил ссылки на соответствующие статьи. И кстати функциями чего являются юзкейсы - функциями системы или функциями пользователя системы ???
Функции -- декомпозируются до элементарных операций -- юзкейсы -- нет. У Функций может не быть эктора -- у юзкейса он есть (extended/included не рассматриваем).

Простой пример -- пользователь заказывает товар в интернет-магазине -- система по окончании заказа отправляет инфу о заказе пользователю на e-mail. Так вот -- "Система должна иметь возможность отправки уведомления с информацией о заказе на e-mail клиента" -- есть функция систему (отправка уведомления) -- но такого UC, как "Отправить уведомление на e-mail" -- НЕ БУДЕТ существовать! А скорее будет существовать UC "Заказть товар".
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33960268
Фотография byur
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
mcureenab BoatmanНу хорошо, Вы объяснили, на каких этапах какие требования будут появляться и что дальше? Консенсус достигнут?

Вроде достигнут.
В раздел назначение системы выносим названия UC, в требования содержание UC.


И что получаем -- ровным счетом только плевки в сторону техники юзкейсов и устойчивое мнение, что юзкейсы -- полная ерунда :-). И вот почему: в качестве требования к системе имеем фразу шага юзкейса "пользователь подтверждает идентичность паспортных данных в документе и в Профиле Клиента". Это требование к системе????
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33960271
Фотография byur
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Boatman mcureenab Boatman
ПРИМЕР
....
ЧТО1: Кормить семь.
-Достать денег (см ЧТО2)
-Купить еду (см ЧТО3)

ЧТО2: Достать денег
-Учиться (см ЧТО21)
-Работать (см ЧТО22)
...



Но ведь это не UC, а просто список функций или поцессов системы. В примере не просматривается порядок взаимодействия пользователя (семья) и ситемы в разных ситуациях.
Формально - это сценарий определенного уровня детализации. Целесообразно ли называть его UC в контексте разработки данной системы и достигнут ли требуемый уровень детализации - второй вопрос. Здесь можно четко выделить актеров, основной сценарий, можно моделировать дополнительные сценарии. Указать предусловия и постусловия и т.д. То есть описанное является моделью поведения в виде сценария, почему это не UC?

Потому что сценерий -- это термин, который уже устоялся в программной инженерии и когда говорят сценарий -- это означаеи менее формальное описание, чем UC. Более того -- можно написать сценарий, например движения по разделам вэб-сайта -- и это тоже будет UC?
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33960282
Фотография byur
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
BoatmanКто мешает проделать обратную работу и растащить UC по разделам ТЗ?
Каждый пункт сценария - это или воздействие пользователя на систему или действие системы (и то и другое функции) предусловия, актеры и дополнительные требования тоже найдут свой раздел.
Исходно моделирование UC - это метод выявления требований. ИМХО - это компромисс между заказчиком, который знает ЧТО и разработчиком, который знает КАК. Помещать ли UC в ГОСТ и в каком виде - вопрос договоренности двух сторон.
Помещение в ТЗ UC диаграммы должно означать: мы заказываем это ЧТО, которое может быть достигнуто, например, ТАК или ТОЛЬКО ТАК.

Помещение UC диаграммы ни дасто ровным счетом ничего без описания юзкейсов. Растаскивать юзкейс по разделам -- неэффективно. Они ценны именно как целостный элемент. Именно поэтому RUP рассматривал связку Vision-UC Spec.-Supplementary Spec. Именно ДОПОЛНЯЯ юзкейсы функциональными и инефункциональнвыми требованиями в Suppl. Spec.

Собственно место юзкейсов в ТЗ -- не определено никак, ибо нет такого типа требований в ГОСТ. Можно только "выкручиваться" впихивая их каким-либо образом туда :-) (при условии если это требуется), основываясь на утверждении ГОСТ, что можно дополнять ТЗ дополнительными разделами :-)
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33960288
Фотография byur
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Boatman
Судя по выделенным словам, считаю, что консенсус достигнут.
Добавлю, только, что восстановление сценария может не понадобиться, если система не будет явнопод держивать выполнение такой и только такой последовательности действий (в виде мастеров или построения справочной системы или в виде жестко зашитой логики). Только что пришло в голову, что можно потребовать, чтобы справочная документация содержала описание выполнение данных сценариев (UC), как часто повторяемых...

Кстати, часто именно так и делают -- по сценарию юзкейса делают визард. А насчет "только что пришедшей в голову идеи" :-) ... так это общепринята практика от UC к тест-кейсам и пользовательской документации :-). Кстати, в этом одно из преимуществ use-case driven разработки -- максимальное использование уже наработанного.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33960291
Фотография byur
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
byur
Простой пример -- пользователь заказывает товар в интернет-магазине -- система по окончании заказа отправляет инфу о заказе пользователю на e-mail. Так вот -- "Система должна иметь возможность отправки уведомления с информацией о заказе на e-mail клиента" -- есть функция систему (отправка уведомления) -- но такого UC, как "Отправить уведомление на e-mail" -- НЕ БУДЕТ существовать! А скорее будет существовать UC "Заказть товар".

Хотелось бы добавить, что в частности из-за того чтобы не отождествлялись функции системы и юзкейсы -- юзкейс именуюется как "Заказать товар", а не "Заказ товара". "Заказ товара" -- это функция (система обладает функцией ЗАКАЗА ТОВАРА)
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33961722
mcureenab
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
byurПотому что сценерий -- это термин, который уже устоялся в программной инженерии и когда говорят сценарий -- это означаеи менее формальное описание, чем UC.

UC - классификатор. Сценарий - объект. Сценарий можно писать не менее формально чем UC, просто это разные вещи. UC описывает всё множество сценариев, тогда как сценарий, это только одно из проявлений UC.

byurБолее того -- можно написать сценарий, например движения по разделам вэб-сайта -- и это тоже будет UC?

Если UC порождает единственный сценарий, то да. Такой сценарий будет однозначно описывать UC. Но чаще в рамках одного UC приходится рассматривать множество сценариев и на их основе синтезировать UC.
Не всякий набор сценариев можно назвать UC. Например, одни люди, заходят в e-магазин, и покупают книгу, других интересует только рецензия, третьи случайно попали а сайт. Все три варианта можно рассматривать в рамках сценария "Покупка книги", первый из них является основным, остальные - альтернативные (они не решают задачу UC, но имеют место в процессе взаимодействия пользователя с e-магазином).

UC можно рассматривать снаружи и изнутри. Я не знаю способов внешнего описания UC, кроме набора сценариев, которые можно приобщить к ТЗ в качестве приложения.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33963341
Фотография Petro123
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
mcureenab byurПотому что сценерий -- это термин, который уже устоялся в программной инженерии и когда говорят сценарий -- это означаеи менее формальное описание, чем UC.

UC - классификатор. Сценарий - объект. Сценарий можно писать не менее формально чем UC, просто это разные вещи. UC описывает всё множество сценариев, тогда как сценарий, это только одно из проявлений UC.

byurБолее того -- можно написать сценарий, например движения по разделам вэб-сайта -- и это тоже будет UC?

Если UC порождает единственный сценарий, то да. Такой сценарий будет однозначно описывать UC. Но чаще в рамках одного UC приходится рассматривать множество сценариев и на их основе синтезировать UC.
Не всякий набор сценариев можно назвать UC. Например, одни люди, заходят в e-магазин, и покупают книгу, других интересует только рецензия, третьи случайно попали а сайт. Все три варианта можно рассматривать в рамках сценария "Покупка книги", первый из них является основным, остальные - альтернативные (они не решают задачу UC, но имеют место в процессе взаимодействия пользователя с e-магазином).

UC можно рассматривать снаружи и изнутри. Я не знаю способов внешнего описания UC, кроме набора сценариев, которые можно приобщить к ТЗ в качестве приложения.
+1

авторUC - классификатор. Сценарий - объект.
может проще?

UC - классификатор сценариев разрабатываемой системы. Сценарий - элемент UC, описывающий один из вариантов взаимодействия пользователя с системой (может ветвится с переходами - условиями).

?
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33963484
mcureenab
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Petro123 авторUC - классификатор. Сценарий - объект.
может проще?

UC - классификатор сценариев разрабатываемой системы. Сценарий - элемент UC, описывающий один из вариантов взаимодействия пользователя с системой (может ветвится с переходами - условиями).

?

Сценарий это не элемент и не часть UC, а его экземпляр. Сценарий может быть элемнтом домена UC.
Сценарий не может ветвится, это линейная последовательность действий. Ветвящийся "сценарий" описывает не вариант, а множество вариантов взаимоействия. Если у нас возникает соблазн написать слово если, то нужно написать два сценария уточнив для каждого обстоятельства при которых он выполняется.

Пример фрагмента "плохого" сценария для турникета метро.

"сценарий" 0
...
если пассажир забрал пропуск, турникет открывается, иначе турникет закрывается.
...

Чтобы решить проблему пишем:
сценарий 1
...
пассажир забрал пропуск (конкретизировали обстоятельства)
турникет открывается (поведение определено однозначно)
...

сценарий 2
...
пассажир оставил пропуск в считывателе
турникет закрывается
...

"сценарий" 0, это скорее алгоритм (внутреннее содержание) работы турникета, чем экземпляр UC. Кроме того, в нём действие пассажира "забрать пропуск" и само наличие такого актера указано неявно.

Чтобы не писать кучу похожих сценариев в одином основном сценарии можно определить точки расширения, и в эти точки при определённых условиях подставлять альтернативные варианты поведения.

Не следует ограничиваться рамками взаимодействия только пользователя с системой. Сценарий UC должен определять взаимодействие системы со всеми внешними объектами. Например в рамках UC турникет может запросить авторизацию пропуска в центре авторизации, если мы описываем именно турникет, а не систему в состав которой он входит, то центр авторизации тоже будет актёром данного UC, но не будет пользователем системы.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33963489
Фотография Petro123
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
mcureenabЧтобы не писать кучу похожих сценариев в одином основном сценарии можно определить точки расширения, и в эти точки при определённых условиях подставлять альтернативные варианты поведения.

вот здесь бы и пример , т.к. нереально дублировать N-факториал похожих веток.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33963497
Boatman
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
byur
Не уверен, что данное высказывание корректно, особенно если опираться на понятийный механизм системного анализа (и в частности на определение модели). Т.к. ТЗ это собственно не модель, это описание требований -- т.е формулировка того, что из себя должна предствалять модель системы. Более реально можно назвать моделью уже ДИЗАЙН (и архитектуру) системы -- т.е. фактически описание того как устроена система. Тут можно говорить и о детализации такой модели.
А что это, если не модель?
"Моде́ль — описание объекта (предмета, процесса или явления) на каком-либо формализованном языке, составленное с целью изучения его свойств. Такое описание особенно полезно в случаях, когда исследование самого объекта затруднено или физически невозможно." - это одно из определений. ТЗ описывает разрабатываемую систему или нет?
И кроме детализации есть еще плоскость взгляда. У любой системы может быть множество моделей разной детализации с роазных точек зрения.

byur
Еще раз хотельсь бы подчеркнуть, что UC не есть функция, это суть разные вещи. Я не зря приводил ссылки на соответствующие статьи. И кстати функциями чего являются юзкейсы - функциями системы или функциями пользователя системы ???

Никто не утверждает, что UC=функция. речь идет о связи. А связь такая (к вопросу, чья функция): UC - функция человеко-машинной (или машино-машинной) системы, то есть, что человек совместно с этой системой может выполнить. Как следствие UC с достаточной уверенностью можно назвать функцией надсистемы по отношению к разрабатываемой.

byur mcureenab BoatmanНу хорошо, Вы объяснили, на каких этапах какие требования будут появляться и что дальше? Консенсус достигнут?

Вроде достигнут.
В раздел назначение системы выносим названия UC, в требования содержание UC.


И что получаем -- ровным счетом только плевки в сторону техники юзкейсов и устойчивое мнение, что юзкейсы -- полная ерунда :-). И вот почему: в качестве требования к системе имеем фразу шага юзкейса "пользователь подтверждает идентичность паспортных данных в документе и в Профиле Клиента". Это требование к системе????
Не вижу в данном конкретном выделенном Вами тексте плевки. "Юзкейсы - ерунда" в этой ветке Вы сказали первым. Я, не могу в этом с Вами согласиться.
В ответ на вопрос, требование или нет. требование может звучать так: система должна поддерживать следующие варианты использования ....
Но это одно и то же, что и смущающая Вас "автоматизация деятельности". Так как UC - та же самая совместная деятельность актера и системы. И еще раз: функция будет атомарным кирпичиком из которого строится UC, если только не требуется жесткий надзор системы над соблюдением сценария, тогда соблюдение прописанного UC само будет функциональным требованием.

byur
Потому что сценерий -- это термин, который уже устоялся в программной инженерии и когда говорят сценарий -- это означаеи менее формальное описание, чем UC. Более того -- можно написать сценарий, например движения по разделам вэб-сайта -- и это тоже будет UC?

Допустим, UC - это сценарий, специализированный по цели своего применения. Речь шла о другом: существует много уровней перехода от целей к средствам и т.д. Их количество зависит от сложности системы. Так как UC претендует на универсальное применение от бизнес-нализа до сценариев работы с системой, то разница только в том, где сейчас проведена граница, отделяющая надсистему от системы. В сложных системах эти границы постоянно двигаются внутрь системы в процессе анализа. И тут мы замечаем, что кирпичик сценария (функция?) разворачивается и сам становится сценарием. Когда пишется ТЗ на АС она сразу делится на подсистемы и функции АС в целом будут как-то реализованы подсистемами, на которые будут написаны свои ТЗ. Учитывая, что разрабатывается в общем случае человеко-программно-аппаратный комплекс, то в результате произойдет то же, что и при анализе с использованием UC моделирования. Я все время хочу показать, что по сути различия минимальны, различается только форма представления.

byur
Собственно место юзкейсов в ТЗ -- не определено никак, ибо нет такого типа требований в ГОСТ. Можно только "выкручиваться" впихивая их каким-либо образом туда :-) (при условии если это требуется), основываясь на утверждении ГОСТ, что можно дополнять ТЗ дополнительными разделами :-)

Я думаю, мы поняли друг друга: Вам предложили несколько вариантов, что делать, если есть UC, а надо писать ТЗ. Я только против термина "выкручиваться", так как добавление раздела - это штатная (предусмотренная) ситуация. Но о терминах спорить - дело неблагодарное.

byur
Кстати, часто именно так и делают -- по сценарию юзкейса делают визард. А насчет "только что пришедшей в голову идеи" :-) ... так это общепринята практика от UC к тест-кейсам и пользовательской документации :-). Кстати, в этом одно из преимуществ use-case driven разработки -- максимальное использование уже наработанного.

То, что не я придумал визарды и принципы построения справочной системы меня не удивляет. Имелось ввиду, что если визард требуется, то будет функция, соответствующая UC. А идея - это идея, куда еще пихать UC: в раздел "требования к документированию".
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33963523
mcureenab
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Petro123 вот здесь бы и пример , т.к. нереально дублировать N-факториал похожих веток.

Подкинь идею. Полагаю, трёх точек расширения для примера как свести 8 сценариев к одному и трём расширениям будет достаточно.
Типа так.

основной сценарий
a
[если x1 выполняем расширение 1.1]
b
[если x2 выполняем расширение 2]
c
[если x3 выполняем расширение 3]
[если x1 выполняем расширение 1.2]
d

расширение 1.1
e1.1
расширение 1.2
e1.2

расширение 2
e2

расширение 3
e3.1
e3.2

Когда условия x1, x2, x3 не выполнены, имеем сценарий a,b,c,d.
Если x1, то имеем a,e1.1,b,c,e1.2,d. Заметь, что значение x1 вычисляется только после шага a (точка первого вхождения), после c используем известное значение x1.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33963800
Фотография byur
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
mcureenab
UC - классификатор. Сценарий - объект. Сценарий можно писать не менее формально чем UC, просто это разные вещи. UC описывает всё множество сценариев, тогда как сценарий, это только одно из проявлений UC.

... Например, одни люди, заходят в e-магазин, и покупают книгу, других интересует только рецензия, третьи случайно попали а сайт. Все три варианта можно рассматривать в рамках сценария "Покупка книги", первый из них является основным, остальные - альтернативные (они не решают задачу UC, но имеют место в процессе взаимодействия пользователя с e-магазином).


Сценарий сценарию -- рознь. Да UC -- это набор логически объединенных сценариев, написанных по определенным правилам. Я хотел сказать, что сценарии могут существовать независимо от UC :-), т.е. даже когда технику UC вообще не используют -- пример я привел -- описание движения по пользовательскому интерфейсу -- это не юзкейс, а сценарий будет существовать.
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33963802
Фотография byur
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Petro123
может проще?
UC - классификатор сценариев разрабатываемой системы. Сценарий - элемент UC, описывающий один из вариантов взаимодействия пользователя с системой (может ветвится с переходами - условиями).


Еще раз повторюсь, отделите ПРОСТО сценарии, существущие вне контекста юзкейса и юзкейсы как наборы сценариев. Что ж вы зашорили себе глаза одними юзкейсами?
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33964340
Фотография Petro123
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
для размышления:
WWWРекомендую почитать соответствующую литературу, например книгу А. Коберна (
http://www.books.ru/shop/books/24368
). Либо пройти обучение на специализированных курсах.
Если коротко -- юзкейс должен отражать цель Эктора по отношению к системе или организации (в случае бизнес-юзкейсов) .

У Клиента по отношению к организации есть цель -- получить что-то (нечто что он заказывает, например, некий товар). Отсюда бизнес-юзкейс (или если идти по Коберну, то UC уровня "облако") будет так и именоваться " Преобрести товар ".
2.
Расписываем что он для этого делает, и как на его действия отвечает организация
-- Клиент заполняет бланк заказа и отправляет его, Организация выставляет счет, Клиент оплачивает его, Организация отправляет товар, ... :-).

Теперь рассмотрим ближе к системе юзкейсы. Из этого бизнес-юзкеса следует, что организация обрабатывает заявки Клиентов. Это делает Оператор. Какая у него цель по отношению к системе .. да просто Создать счет (при помощи системы и на основании заявки).

Имеем системный юзкейс "Создать счет" .
Что делает Оператор? Видимо берет Заявку клиента и вводит информацию о заявке. Но система должна, скажем, сформировать список товаров и предложить выбрать товар Оператору из списка -- это нужно явно указать в теле юзкейса . И т.д. для этого юзкейса.

У менеджере цель -- Выставить счет ... та же логика. Только вот не вполне понятно почему создать счет и выставить счет -- разные вещи. Т.к. тонкостей я не знаю, то могу только предполагать -- возможно выставить счет и не будет по сути отдельным юзкейсом, а просто будет объединен с "Создать счет", при таком варианте -- стоит именовать юзкейс как "Выставить счет".
______________________________________________
Вы имеете право хранить молчание! Всё что Вы скажете может быть использовано против Вас в суде!
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33964375
Фотография Petro123
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
http://www.sql.ru/forum/actualthread.aspx?tid=308707&pg=1&hl=%e2%e8?

byur Member Откуда: Москва, Borland
1. Бизнес-процессы -- суть динамачиская составляющая бизнес-моделирования, есть еще и статическая.
2. Коль скоро вы начали работать с RR то имеест смысл работать в соответствии с методологией RUP, как мнинмум в части последовательности проработки бизнес-модели, модели анализа, модели проектирования и имеплементации (выбирете что из этого реально вам нужно). Обычно подход такой: Сначала (когда не понятна предметная область до конца) разрабатывают модель бизнес-юзкейсов, где в качестве scope выступает ОРГАНИЗАЦИЯ (или другой бизнес-юнит), и все бизнес-экторы -- веншние по отношению к организации/юниту сущности. Через реализацию бизнес-юзкейсов подходим в выделению business workers и их операций -- которые по сути -- материал для выделения системных юзкейсов.
Следующий шаг -- построение модели системных юзкейсов (теперь scope -- ваша система!). Тут часть экторов перекочуюет из business workers, но теперь они Экторы! Модель анализа, включает в себя еще и создание т.н. domain model, по сути это диаграмма классов бизнес-сущностей -- на базе которой, кстати, можно уже и приступать к разработке ERD для проектирования БД.
3. Важный момент. Юзкейсы имеет смысл ПИСАТЬ, а не рисовать на UML с большим количеством инклюдов и экстендов. Тем самым вы сможете описать динамическю составляющую вашей как бизнес-модели, так и системной. Как вариант -- можно каждый юзкейс специфицировать при помощи тех же UML activity диаграмм или collaboration. Но текстом -- лучше. Диаграмму юзкейсов можно использовать как "содержание".

______________________________________________
Вы имеете право хранить молчание! Всё что Вы скажете может быть использовано против Вас в суде!
...
Рейтинг: 0 / 0
ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
    #33965172
mcureenab
Скрыть профиль Поместить в игнор-лист Сообщения автора в теме
Участник
Petro123
byur Member Откуда: Москва, Borland
3. Как вариант -- можно каждый юзкейс специфицировать при помощи тех же UML activity диаграмм или collaboration. Но текстом -- лучше. Диаграмму юзкейсов можно использовать как "содержание".

В контексте того, что мы обсуждаем ТЗ, нужно учесть, что диаграммы activity или collaboration специфицируют реализацию UC, взаимодействие внутренних частей системы в ответ на события. Их следует создавать после разработки ТЗ, поскольку в процессе технического проектирования мы можем выбрать иной вариант решения.
Однако, такие модели могут быть полезны для выявления сценариев UC.
...
Рейтинг: 0 / 0
25 сообщений из 121, страница 4 из 5
Форумы / Разработка информационных систем [игнор отключен] [закрыт для гостей] / ГОСТ 34.602-89 Вопросы и ответы
Целевая тема:
Создать новую тему:
Автор:
Закрыть
Цитировать
Найденые пользователи ...
Разблокировать пользователей ...
Читали форум (0):
Пользователи онлайн (0):
x
x
Закрыть


Просмотр
0 / 0
Close
Debug Console [Select Text]